Программа развития лицея
Паспорт программы развития
Настоящая программа определяет стратегию развития лицея и действия по ее реализации.
Законодательная база разработки программы:
• Конституция Российской Федерации.
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Конвенция о правах ребенка.
• Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
• Концепция модернизации образования РФ на период до 2010г. (одобрена 25.10.2001г.).
• Постановление правительства Российской Федерации от 16.02.2001г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена».
• Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003г. № 334 «О проведении по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».
• Устав лицея.
Заказчик программы
Администрация г. Сочи.
Программа адресована: педагогическому коллективу и администрации лицея, родительской общественности, специалистам Управления образования и науки администрации г. Сочи, администрации г. Сочи
Исполнитель программы:
Педагогический коллектив лицея.
Руководители разработки и реализации программы
- О.С. Моторкина – директор лицея
- Н.П. Поспелова - зам. директора по УВР
- Т.В. Еремина - зам. директора по воспитательной работе
- Г.И. Иконникова - зам. директора по УМР
Сроки реализации программы - 2009 – 2014г.
Первый этап: 2009 – 2010 г.г. – разработка модели образовательного процесса, обеспечивающего качественное образование учащихся.
Второй этап: 2010 – 2012 г.г. – реализация модели образовательного процесса.
Третий этап: 2012 – 2014 г.г. – анализ результатов модели образовательного процесса
Ожидаемые результаты реализации программы:
Cовременное общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание интеллектуальной молодежи, способной осуществлять развитие района на высоком научно – техническом уровне.
Информационная справка
Год основания школы 1962, год образования лицея 1991г.
Адрес: 354002 г. Сочи, ул. Учительская, 19
Телефон / факс: (8622)62-02-60
Е-mail: school22@edu.sochi.ru
Сайт: www.sochi-licey22.edusite.ru
Анализ сложившейся к моменту разработки программы образовательной ситуации в лицее
К 2009 году лицей № 22 г. Сочи является крупным муниципальным общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающую дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по математике, физике и информатике.
В структуре лицея выделяются 3ступени образования:
I ступень – 1-4 классы – начальная школа;
II ступень – 5- 9 классы – основная школа;
III ступень – 10 - 11 классы – средняя (полная) школа.
С пятого класса на каждой параллели организованы лицейские классы. Школа работает как по общеобразовательным программам, реализующим традиционное обучение, так и по программам повышенного уровня, реализующем физико-математическую и информационно-математическую профильную направленность лицейских классов. В начальной школе используются УМК "Перспективная начальная школа" "Школа 2100". В 9 "ВГ" классе ведется предпрофильная подготовка.
В процессе обучения широко применяются современные образовательные технологии, ИКТ. Учебный план школы содержит элективные курсы профильной подготовки, курсы по выбору.
На базе школы работают кружки и секции Хостинского и Центрального ЦДО, спортивной школы № 5.
• Школа – активный участник реализации национального проекта «Образование», Программы развития образования города Сочи на 2006 -2010 гг.
В лицее создан и работает в соответствии с Уставом орган государственно-общественного управления: Совет Учреждения.
Лицей укомплектован административными, педагогическими и хозяйственными кадрами, имеет собственную бухгалтерию.
• Учебно-воспитательный процесс осуществляет 49 педагогов. Два педагога имеют звание Отличника народного просвещения, двое – Почетного работника народного образования, четыре человека награждены Почетными Грамотами Министерства народного образования, 1 педагог имеет звание Заслуженного учителя России. 6 учителей являются выпускниками данной школы.
• Результаты учебно-воспитательного процесса стабильно выше среднего показателя по городу и краю. Учащиеся лицея с высокой результативностью участвуют в районных , городских, краевых и федеральных предметных олимпиадах, добиваются побед в краевых, городских и районных конкурсах Среди учащихся – мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, победители городских, региональных и федеральных спартакиад и соревнований. Ежегодно школа выпускает медалистов. Результаты обучения подтверждаются высоким процентом выпускников, поступающих в ВУЗы страны.
• Большинство учителей имеют опыт работы в освоении новых технологий, рациональном и продуктивном отборе содержания образования по профильным учебным дисциплинам.. Многие являются экспертами городских предметных аттестационных комиссий г. Сочи. Вместе с тем лицей не в полной мере обеспечивает профильность образования. Требуют совершенствования образовательные программы подготовки учащихся в рамках профильного образования. В лицее осуществляют учебно-воспитательный процесс педагоги с постоянным местом работы и совместители. В связи с этим представляется необходимым:
• организация коллективной деятельности всех педагогов для выработки идеологии развития лицея, разработки концепции его развития;
• разработка программы развития лицея на среднесрочную перспективу, содержащую цели и задачи деятельности;
• разработка мероприятий, которые обеспечивали бы:
• совершенствование профильного образования в лицее;
• оптимальное включение всех участников образовательного процесса в инновационную и исследовательскую деятельность;
• мониторинг деятельности педагогов, динамику развития учащихся для принятия стратегических и оперативных управленческих решений по коррекции учебно-воспитательного процесса;
• создание традиций лицея, что, в свою очередь, связано с созданием лицейской атмосферы, формированием способствующего нравственному воспитанию учащихся;
• деятельность по здоровьесбережению в условиях интенсивного образовательного процесса, так как конкурентоспособность выпускников во многом обусловлена состоянием их физического и психического здоровья.
Миссия лицея
Лицей стремится обеспечить личностный характер качества образовательного процесса, способствующего самореализации ребенка в современном обществе.
Концептуальные основы функционирования и развития лицея
Лицей обеспечивает обучение, воспитание, развитие учащихся 1 – 11 классов, имеющих явные способности к интеллектуальному труду, внутренне мотивированных к получению общего среднего образования повышенного уровня. Лицей ориентирует воспитанников на получение высшей профессиональной квалификации в естественно-математической и информационной сфере деятельности. Лицей дает глубокое фундаментальное образование, осуществляя педагогический процесс на высоком профессиональном уровне. Педагогический процесс лицея строится на гуманистических принципах, реализует идеи концепции модернизации образования России до 2010г.
Центром педагогической системы лицея является лицеист. Вся деятельность лицея подчиняется интересам его образования, развития («расцвета») его индивидуальности. Совершенствование системы деятельности в лицее осуществляется в аспекте реализации идей профильного обучения. Функционирующая в лицее система обучения не ориентирует (как правило) ребенка на самореализацию в конкретной профессии, а помогает ему, во – первых, самоопределиться профессионально к завершению обучения и, во – вторых, предоставляет ему достаточно широкий спектр элективных курсов и направлений исследовательской деятельности. Таким образом, органичным компонентом миссии лицея является реализация процесса социального и профессионального самоопределения лицеиста.
Основным направлением совершенствования образовательной системы лицея является реализация идей модернизации образования, таких как обеспечение субъектной позиции учащегося в образовательном процессе, создание условий для формирования совокупности его компетентностей, дифференциация и индивидуализация в учебно-воспитательном процессе, развитие здоровьесберегающей образовательной среды.
В основе педагогической системы лицея лежат три основных приоритета:
• выпускник лицея подготовлен к получению профессионального образования высшей квалификации;
• выпускник лицея – интеллектуал;
• выпускник лицея – человек высокой культуры.
Ученик в лицейской системе получает образование сам, образует для себя окружающий мир (систему субъективных представлений о мире) – его содержание, свое место и пути в нем. В ходе образовательного процесса происходит формирование собственной точки зрения ученика на мир, то есть формируется мировоззрение, трактующее мир и себя в мире как единую непротиворечивую систему.
Общая гуманистическая направленность образовательного процесса лицея предполагает благоприятный психологический климат ситуации обучения, то есть высокую степень приближения к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Иными словами, один из основных приоритетов лицейского образовательного процесса – его личностная ориентированность.
Учитывая отбор учащихся в профильные классы и подбор педагогического персонала, обучение ведется на высоком индивидуально-дифференцированном уровне трудности с опорой на развивающее обучение, деятельностный и компетентностный подход. Обучение носит фундаментальный характер, формирует познавательную культуру, теоретическое мышление. Особое внимание уделяется развитию интеллектуальных качеств учащихся, развитию их умственных способностей.
Основой интенсивного учебного процесса выбирается самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся, индивидуально организуемая и сопровождаемая педагогом. Роль педагога – это роль наставника, советчика, помощника и консультанта.
Особым приоритетом пользуется опытно-исследовательская деятельность в рамках научного общества учащихся ( НОУ). Активная включенность учащихся в научную жизнь (исследование проблем на лабораторном и доступном им теоретическом уровне, участие в работе научных обществ, в конференциях разного уровня) является важным технологическим элементом воспитания интеллектуалов.
На фоне описанного выше образовательного процесса подготовка к продолжению образования в ВУЗе является сверхзадачей, органично решаемой по мере продвижения учащегося в образовательном пространстве лицея и мотивируемой внутренними потребностями самосовершенствования личности. Таким образом, идеалом лицеиста является личность, имеющая, с одной стороны, хорошую базовую учебную подготовку, широкий кругозор, незаурядную эрудицию, владеющая способами познания, высокий уровень культуры, твердые нравственно-этические установки; с другой – владеющая специальными знаниями навыками выполнения деятельности в некоторой, относительно узкой профессионально-ориентированной деятельности.
Выпускники лицея оказываются способными к активному самообразованию и саморазвитию, к интеграции в систему новых связей и отношений, к занятиям исследовательской деятельностью в избранной профессиональной области.
Лицей в соответствии с доминирующими потребностями социума, осуществляет подготовку по нескольким направлениям: физико-математическому, информационно-математическому. Поэтому учебный план в своей инвариантной части реализует идеи универсальности и фундаментализации образования.
Педагогические идеи Программы развития
Наличие высокопрофессионального педагогического коллектива способствовало превращению лицея в весьма привлекательное для родителей и учащихся образовательное учреждение, характеризуемое условиями для:
• построения образовательного процесса на основе компетентностного подхода , дифференциации и профилизации;
• воспитания нравственного, духовно, физически здорового человека;
• предоставления учащемуся возможности саморазвития в процессе профилизации;
• отработки системы эффективной адаптации ребенка к будущим условиям вузовского обучения;
• высоким уровнем обученности детей на выходе, что подтверждается стопроцентной поступаемостью в ВУЗы и в дальнейшем успешной учебой в них большинства детей – это свидетельствует о том, что лицей реально обеспечивает воспроизводство интеллектуальной элиты города.
Достижение целей лицея требует:
• существенной доработки содержания образования (разработки концепции преподавания по предметам базового компонента учебного плана, образовательных областей, его вариантной части, создания, отбора, внедрения лицейских программ по дисциплинам и, прежде всего, в соответствии с профилизацией);
• продолжения работы по реализации идей модернизации образования в их приложении к конкретной образовательной деятельности педагогов и учащихся;
• укрепления материально-технической базы лицея;
• дальнейшего совершенствования образовательных технологий с акцентом на развитие интеллекта и креативных способностей учащихся, снижения уровня репродукции в образовательном процессе
C учетом того, что задачей лицея является целостное развитие ребенка в соответствии с особенностями его личности, его подготовка к благополучной социализации, важную роль должна сыграть лицейская система воспитания, включающая:
• формирование здоровьесберегающей компетентности личности;
• создание в лицее атмосферы творчества за счет ведения кружков, студий, секций, организация творческих конкурсов в лицее и за его пределами, дальнейшее развитие НОУ;
• создание системы воспитательной работы с целью формирования коллектива (закрепление традиций лицея, усиление воспитательного потенциала занятий, совершенствование органов ученического самоуправления);
• усиление работы психологической службы лицея в плане целенаправленного и систематического изучения личности учащегося, создание условий для самопознания и самосовершенствования, формирование позитивной Я - концепции, формирование положительного психологического климата в коллективе, ставящего ученика в позицию субъекта образовательного процесса;
• формирование саморазвития компетентности лицеиста.
Реализация идеи развития требует формирования творчески работающего коллектива педагогов – единомышленников, что ориентирует деятельность на:
• совершенствование научно – методической работы, на основе мониторинга профессионализма преподавателя;
• совершенствование деятельности кафедр;
• развертывание научно – исследовательской работы преподавателей;
• внедрение эффективных педагогических технологий, ориентированных на компетентностный подход, в практику;
• широкое привлечение к работе в лицее, прежде всего с педагогами, представителей научных обществ.
Проблемы, решаемые Программой развития
• Укрепление материально-технической базы лицея.
• Обеспечение учебно-воспитательного процесс техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями.
• Создание условий для включения учащихся в исследовательскую деятельность.
• Разработка программы по ряду профильных предметов, элективных и интегрированных курсов.
• Обеспечение эффективного управления лицеем, связанное с устаревшим компьютерным парком, с ограниченным количеством мультимедийныхсредств, а также с необходимостью омолаживания педколлектива.
Основные задачи программы
• Обеспечить повышение качества образовательного процесса с акцентом на широкое применение информационных технологий.
• Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения.
• Совершенствовать воспитательную систему ( духовно – нравственное воспитание, формирование здорового образа жизни, содействие повышению роли семьи в воспитании детей, развитие органов ученического самоуправления).
• Обеспечить развитие кадрового потенциала.
• Обеспечить материально – финансовую поддержку реализации Программы развития лицея.
Временные рамки проекта
2009-2010 - 1 этап – аналитический. Разработка проекта. Создание условий, необходимых для изменения в содержании и технологиях образовательного процесса лицея.
Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих работу над проектом; модернизация системы учебно-методического документирования образовательного процесса в соответствии с текущими требованиями и с учетом перспективного прогноза на 2 – 3 года.
Разработка процедуры постоянного участия всех субъектов образовательной деятельности и участников образовательного процесса в обсуждении проблем в области качества образования.
Организация теоретического семинара и (или) педсовета «Комплексная стратегия улучшения качества образования»
2010-2012- 2 этап – практический. Освоение проекта: создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса; изменения в содержании и технологиях образовательного процесса.
2012-2014 - 3 этап – обобщающий . Анализ образовательной системы лицея. Определение перспектив дальнейшего развития системы оценки качества образовательного процесса.
Ожидаемые результаты
1. Повышение профессионализма педагогов, как условие их личной успешности:
повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу;
непрерывное повышение квалификации педагогического коллектива, направленное на освоение новых, адекватных содержанию образования, педагогических технологий;
2.Обеспечение высокого результата образовательного процесса,
проявляющегося как в развитых ключевых компетентностях учащихся, так и в высоких результатах их педагогического тестирования (централизованное тестирование, ЕГЭ, контрольные, срезовые работы и т.д.).
3.Создание системы психолого– педагогической диагностики, позволяющей осуществлять оптимальный выбор педагогических технологий, учитывающий психологические особенности учащихся.
4.Личностный рост учащихся. Создание в рамках лицея культурно-образовательного пространства как условия личностной самореализации и проявления инициатив:
• внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг;
• разработка модели предпрофильной подготовки и профильного обучения, через систему профильных и элективных учебных предметов, организации исследовательской работы, проектной деятельности.
Критерии реализации программы
• Высокая эффективность системы работы педагогического коллектива и администрации лицея по формированию технологического компонента образовательного процесса, обеспечивающего повышение доступности качественного образования.
• Внедрение и активное использование в образовательном процессе педагогических технологий, актуализирующих как вербально - логический, так и непосредственно чувственный опыт ученика.
• Высокая положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение времени, затрачиваемого на выполнение домашнего задания, рост устойчивости отсроченных результатов обучения.
• Высокий результат образовательного процесса, проявляющийся как в развитых ключевых компетентностях учащихся, так и в высоких результатах их педагогического тестирования (централизованное тестирование, ЕГЭ и т.д.).
• Создание системы мониторинга эффективности предпрофильной подготовки и профильного обучения в лицее.
Являясь многомерным и протяженным по времени процессом, результаты которого должны быть проанализированы, интерпретированы и сохранены, система оценки качества образования становиться полезной и востребованной на всех уровнях управления образованием. Для администрации лицея– это средство оценки эффективности педагогической деятельности учителей, получение объективной информации о результатах работы лицея. Для преподавателя – это возможность получения информации о качестве усвоения лицеистами образовательных программ и их продвижении в своем развитии, эффективности применения тех или иных технологий, методик и средств обучения. Для лицеистов - сигнал об уровне усвоения той или иной образовательной темы, получение информации о своем образовательном рейтинге. Для родителей – получение информации о качестве образования, предоставляемого лицея.